Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

абуладзе тенгиз евгеньевич

Энциклопедический словарь

Абула́дзе Тенгиз Евгеньевич (1924-1994), грузинский кинорежиссёр, народный артист СССР (1980). Работал на студии «Грузия-фильм». Иносказательность, пластическая выразительность, кинематографическая искусность приобретали всё большее значение в творчестве Абуладзе от ранних фильмов («Лурджа Магданы», 1955, совместно с Р. Д. Чхеидзе, «Я, бабушка, Илико и Илларион», 1963) до более зрелых работ («Мольба», 1968, «Древо желания», 1977), достигнув наивысшего выражения в «Покаянии» (1987) - одном из первых отечественных антитоталитарных фильмов. Ленинская премия (1988).

* * *

АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич - АБУЛА́ДЗЕ Тенгиз Евгеньевич (31 января 1924 Кутаиси - 6 марта 1994, Тбилиси), грузинский кинорежиссер, народный артист СССР, народный артист Грузинской ССР (1966), лауреат Ленинской премии (1988, за фильм «Покаяние»), Государственной премии Грузинской ССР (1979).

В 1943-1946 гг. Абуладзе учился в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели (мастерская Г. А. Товстоногова и Д. Алексидзе), в 1953 окончил режиссерский факультет ВГИКа (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) (мастерская С. Юткевича). С 1953 - режиссер киностудии «Грузия-фильм». В художественный кинематограф Абуладзе вошел совместным с Р. Чхеидзе (см. ЧХЕИДЗЕ Реваз Давидович) фильмом «Лурджа Магданы». Этот фильм принес им гран-при Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1956 по конкурсу короткометражных лент. Режиссеры сочетали поэзию с «почвенным» реализмом. «Лурджа Магданы» подвела черту под старой эстетикой, и стала родоначальницей нового грузинского кино, истоком «грузинской школы».

Новизной стиля отмечен и следующий, уже самостоятельный фильм Абуладзе «Чужие дети» (1958), снятый под заметным влиянием итальянского неореализма. В фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1963) по Н. Думбадзе (см. ДУМБАДЗЕ Нодар Владимирович) наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению. Через характерные особенности быта, яркий и сочный язык героев, мягкий юмор режиссер глубоко раскрыл национальный характер, силу народа, проявившиеся во время войны.

Фильм «Мольба» (1967, главный приз Международного кинофестиваля авторского кино в Сан-Ремо, 1973) - сложная экранизация, в которой в поисках кинематографического эквивалента соединены две поэмы («Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»), прозаические философские зарисовки и стихотворения великого грузинского поэта Важа Пшавела (см. ВАЖА ПШАВЕЛА).

В фильме «Ожерелье для моей любимой» (1973) по повести А. Абу-Бакара (см. АБУ-БАКАР Ахмедхан) режиссер продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме «Древо желания» по Г. Леонидзе (см. ЛЕОНИДЗЕ Георг Николаевич) (1977), втором после «Мольбы» фильме триптиха, который завершился «Покаянием» (1984). «Древо желания» получило итальянскую премию «Давид» Донателло», «Золотой тур» за режиссуру на Тегеранского кинофестиваля 1977, главный приз Карловарского кинофестиваля 1978.

«Покаяние» стало главным фильмом последних периода существования СССР. С поразительной экспрессией и насыщенностью фильм показал трагизм и корни кровавого советского террора, его последствия и его конец. Это был первый из антитоталитарных фильмов, который потряс всю страну. На Каннском кинофестивале (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1987 фильм получил четыре премии: специальный гран-при приз жюри, приз актеру Автандилу Махарадзе, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

Сочетание интеллектуального пути с интуитивными озарениями, изобразительной культуры с актерскими открытиями, которые могут быть запечатлены только средствами кино, - основа режиссуры Абуладзе. Он оказал большое влияние на грузинское кино, открыв новые горизонты, но не вызвав подражаний. Абуладзе был одним из инициаторов создания кинофакультета в Тбилисском театральном институте, где сам он вел курс кинорежиссуры.

Большой энциклопедический словарь

АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич (1924-94) - грузинский кинорежиссер, народный артист СССР (1980). Работал на студии "Грузия-фильм". Иносказательность, пластическая выразительность, кинематографическая искусность приобретали все большее значение в творчестве Абуладзе от ранних фильмов ("Лурджа Магданы", 1955, совместно с Р. Д. Чхеидзе, "Я, бабушка, Илико и Илларион", 1963), до более зрелых работ ("Мольба", 1968, "Древо желания", 1977), достигнув наивысшего выражения в "Покаянии" (1987) - одном из первых отечественных антитоталитарных фильмов. Ленинская премия (1988).

Энциклопедия Кольера

АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич - в фильме Тенгиза Абуладзе "Чужие дети". 1958 год.

(р. 31.1.1924), советский режиссер. Народный артист СССР (1980). Член КПСС с 1978. Учился в Театральном институте имени Руставели (1943-46), окончил ВГИК (1953, мастерская С. И. Юткевича). Работать в кино начал в содружестве с режиссером Р. Д. Чхеидзе (документальные очерки "Государственный ансамбль народного танца Грузии" и "Наш дворец", 1954). Художественный короткометражный фильм "Лурджа Магданы" (по Е. Габиашвили, 1955, с Чхеидзе, главная премия Каннского кинофестиваля, 1956, и другие премии) глубоко раскрывал национальный характер, противостоявший несправедливости и произволу. В полнометражном художественном фильме "Чужие дети" (по мотивам газетного очерка Н. Александровой, 1958, сценарий Абуладзе и Р. Джапаридзе) Абуладзе предстает как мастер тонкого психологического рисунка, открывающий мир чувств своих героев. В 1963 вышел фильм "Я, бабушка, Илико и Илларион" (по Н. В. Думбадзе). По жанру - это трагикомедия, где юмор соседствует с драмой. Одна из главных тем фильма - нравственная ответственность человека перед своим народом, родиной, собственной совестью. В фильме раскрывается пластичное мышление режиссера, умение лаконично и убедительно показать образ времени. Фильм "Мольба" (по произведению Важа Пшавелы, 1968, премия Всесоюзного кинофестиваля) трактуется как философская притча о добре и зле, любви и ненависти, жизни и смерти. Фильм отличает высокая изобразительная культура (оператор А. И. Антипенко). Лирическая комедия "Ожерелье для моей любимой" (1973), снятая по повести дагестанского писателя А. Абу-Бакара, близка по жанру к плутовскому роману. Это красочный, веселый мир приключений. Для Абуладзе жанр фильма определяет не только манеру поведения персонажей, но и пластичное решение картины. Фильм "Древо желания" (по Г. Н. Леонидзе, 1977, главная премия Всесоюзного кинофестиваля; премия кинофестиваля в Карлови-Вари, 1978; Государственная премия Грузинской ССР, премия ""Давид" Донателло" имени Висконти за лучший иностранный фильм, 1979, и другие премии) - эпический рассказ о народной жизни, поднимающий темы общечеловеческие. Абуладзе - автор или соавтор сценариев большинства своих фильмов. С 1974 преподает в Театральном институте имени Руставели.

Другие фильмы: "Сванские зарисовки" (1965), "Музей под открытым небом" ("Дагестан", 1972, телефильм).

Полезные сервисы